Главная Новости КИЦ Гайдамаки в произведениях Шевченко

Для любознательных



ГайдамакиМало найдется людей, которые бы не слыхали о Гайдамаках, которых описывает в своих произведениях украинский поэт Тарас Шевченко. Об этих особого рода сухопутных пиратах, имя которых сделалось нарицательным поругания, а подвиги предавались жестоким казням, как преступления.

Ученые исследователи украинских песен Максимович и Срезневский, снискавшие себе почетное имя на поприще бытописания и, знающие очень близко язык и историю Малороссии, оба согласны в значении слова «Гайдамак» и утвердительно определяют их быт и происхождение. Позволяем себе выписать здесь мнение и того и другого.

«Гайдамаками», говорит Максимович, сначала называли сами себя Запорожцы. Это слово значит - бродяга, а Запорожцы, вероятно, вначале были почти тоже, что бродники Молдавские. Впоследствии имя Гайдамак на Украине усвоилось только тем ватагам Запорожцем, кои не составляя войска Запорожскаго, охотились разбоем: всех же Запорожцев называли только Поляки в бранном смысле, подобно тому, как и слово казак было бранное, особенно у Турков.

Войцехович и Срезневский пишут Гайдамак, производное от гай (лес) и дом, но вышесказанное значение вернее: гайдамак слово Татарское; употребительное также у Турков, Молдаван: гайда – пошел, гуляй; мак окончание неопределенного наклонения. Впрочем, слово гайда иногда употребляется как существительное имя, почти однозначное с Украинским словом гультай, гуляка. Срезневский определив значение лугов Украинских и Великого луга (полуострова), образованного протоками Днепра вблизи нынешнего Никополя и  Запорожского Никитина Перевоза, так говорит: «Предание народное, согласное с летописями, повествует, что сии луга были первоначальным летним стойбищем Казаков, что и дало им название Запорожцев. Впоследствии времени, когда казаки подвинулись к северу, а со временем расселяться по Украине, луга сии достались в удел Гайдамак, т.е. лесным разбойникам, собственно лесным жильцам. Имя гайдамак носили и те Запорожцы, которые жили в лесах, по левому берегу Днепра, около порогов; однако не долго, не далее как до Хмельницкого.

Разбойники - Гайдамаки существовали до конца прошлого столетия, переселившись по большей части на Самар, Пселл и другие реки, впадающие в Днепр. Оставшиеся в Лугах, стали известны под именем Лугарей, и производили ужасные грабежи.

Кто ж такие эти Гайдамаки, известные всему миру из историй, песен и произведений Шевченко; которых старики наши сами если не видели лично, то верно боялись, если жили в южных губерниях России, или в пограничных воеводствах, «Светлейшей и найяснейшей речи Посполитой Польской?». Ответ будет если не удовлетворительный, то очень ясный.

Что значит этимологически и археологически слово Гайдамак, мы также не знаем, как не знаем, что такое слова: казак, курган, Русь и много подобных. Но где явились, как действовали и как исчезли Гайдамаки, история знает, и ее поклонники, собрав небольшой запас достоверных сведений, предлагают об них отечественному бытописанию несколько слов истины.

Мы думаем, что самое лучшее определение если не слова «Гайдамак», то их происхождения, сделано Запорожцами в следующих двух случаях:

1)  когда в 1749 году для решения взаимных неудовольствий и распрей между Запорожьем и Ногайскими Татарами, учреждена была со стороны России и Крыма особая Комиссия, то казачие депутаты, на упрек и обвинения Крымских комиссаров, говорили в защиту своего общества следующее: «Татарам обиды не Запоржские казаки причиняют, но такие люди, кои ни в Малой России, ни в войске Запорожском не служпт; а уповательно, под претекстом Запорожских Козаков сие чинят Польские Гайдамаки и гультаи шатающиеся по степям и кроме степей, никакого пристанища себе не имеют; и так на Запорожских Козаков токмо слава и напрасное нарекание следует».

2) Когда неистовства гайдамаков в Умани и других Польских южных городах, вызвали негодование правительства, имевшего подозрение на участие Запорожцев; Кошевой атаман на запрос высшей власти: какие люди Польшу грабят? – дал ответ: что те Гайдамакские шайки, которые «по слухам вышли от аргатующих (иргет поденщик) в Очакове людей, польских мужиков и винокуров, - которыми предводительствовало несколько ватажков из Запорожских воров и сумосбродцев (негодяев)».

Вот очень ясные доводы, что люди преступные и жестокие, известные под названием Гайдамаков, не были никогда особым обществом, никогда особых жилищ в Запорожских землях не имели, и никогда имя их не означало имени «славного Запорожца». Беглецы из разных Славянских земель, скрывшиеся в Запорожье от преследования закона, хотя принимали новые имена и записывались по казацким куреням. Приносили присягу верности престолу Русских Монархов, и войску запорожскому, но не желая исполнять трудной и опасной службы военной или пограничной, были истинными виновниками Гайдамацтва.

Они из корысти или личных обид, делались предводителями, ватажками простых и грубых казаков или подобных же себе бродяг, и под предлогом ненависти к латинским католикам и бусурманам, занимались грабежом и разбоем в Крыму, Польше, Молдавии. Такие Гайдамаки XVIII столетия мало чем отличались от обыкновенных грабителей XVII века. Их подвиги покрыли позором храброе, хотя и полуобразованное Низовое общество, оказавшее столько услуг Русскому миру.

Предводители таких шаек сначала подымали оружие на поляков, как на врагов своей веры и родины; их славные подвиги хотя и сопровождаемые жестокостью, но облагороженные святою защитой церкви Православной, воспел в произведениях Тарас Шевченко. Но в XVIII столетии, когда Россия приняла навсегда Запорожье под свою Державу, когда Польское Правительство не могло делать угнетений казачеству, этот благородный предлог исчез. Гайдамацтво не прекратилось, ибо не укротилось молодечество и алчность главарей. Они вооружались просто для разбоя и грабежа из одной корысти, но свои ватаги уверяли в противном и, таким образом, кровавыг сцены не раз происходили на границах.  Такое  происшествие, известное в Польской и Украинской историях под названием Коливщины и Уманской резни, бывшей в 1768 году, основанное на современных свидетельствах. Но, чтобы понять взаимные отношения соседей: Поляков и Казачества и разгадать причины этих мелких, но смертоносных распрей, нужно взглянуть на кое-что географическо - этнографическом положении тех и других; упомянуть о взаимных обидах, гонениях и кровавых их последствиях.

Источники, из которых позаимствованы сведения довольно многочисленны и достоверны. Все рассказы о главных событиях совершенно с собою сходны. Например подобная информация есть в  Президентской библиотеке имени Б.Н.Ельцина в городе Санкт-Петербург.

Читайте также

Кто такие казаки пластуны

Казачья свадьба традиции и обычаи

Понравился материал. Поделись с друзьями.



События на Донбассе

Попытка Украины прорвать информационную блокаду в ДНР провалилась

Украинская пропагандаПопытка властей Украины прорвать информационную блокаду в ДНР провалилась. Неоднократные стремления киевских властей возобновить вещание украинских телеканалов и запустить украинскую пропаганду на всей территории ДНР, а так же заглушить сигналы республиканских и российских телеканалов успехом не увенчались.

 
К годовщине Иловайского котла: неизвестные ранее эпизоды боя - видео

Иловайский котелВ конце августа 2017  исполняется ровно три года, как Иловайск был освобожден от украинской агрессии. В этот день 2014 подразделение «Спарта», под командованием легендарного Моторолы, при поддержке других подразделений донецкого ополчения, полностью зачистили город железнодорожников от различных украинских вооруженных формирований, терроризировавших этот населенный пункт. Иловайский котел закончился полным разгромом украинских сил.

 

События в Украине.

В США засомневались в легитимности правительства Порошенко

Неонацистский режим ПорошенкоНесмотря на то, что США планируют вооружать Украину, американские политики не берут во внимание то, что они имеют дело с «неонацистским» государством, а многие украинцы «не считают правительство Порошенко легитимным».

 
Вся Украина ждет отставки Порошенко - Олейник

Владимир ОлейникНарод Украины не желает больше терпеть нынешнюю власть, поэтому все больше депутатов на местах выходят с инициативой принять закон о порядке импичмента Порошенко.

 




Новости партнеров






Мы на Facebook

© Казачий Информационный Центр 2011 - 2017

Яндекс.Метрика

Все права на использование материалов сайта Казачий Информационный Центр защищены законом об авторском праве! Полное или частичное копирование публикаций ресурса, разрешается с обязательным размещением обратной, не закрытой от ПС, ссылки на страницу с копируемой статьей.